+7 (495) 798 60 55

Проблемы обеспечения безопасности на склонах России.

     Основная задача по организации безопасного катания для любого горнолыжного центра сводится к предотвращению неоправданных рисков на склонах, которые можно будет называть ТРАССАМИ только после проведения целого ряда мероприятий.
    Сами горнолыжные трассы, установленное на них оборудование, применяемый инвентарь, а так же предоставляемые услуги должны соответствовать определенным требованиям.
    Эти требования вырабатываются на основе общепринятых, исторически сложившихся норм, правил или другими словами на основе стандартов (национальных, международных), регламентирующих использование склонов гор под трассы.
    На основе этих стандартов вырабатываются требования по безопасности горнолыжных склонов, которые должны быть изложены в техническом регламенте. (Технический регламент – документ (нормативно-правовой акт) устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, и регулирующий только вопросы безопасности.)
    На сегодняшний день такого регламента не существует, хотя некоторые основные параметры этих требований изложены в «Системе классификации горнолыжных трасс», которая включает проведение оценки соответствия горнолыжных трасс минимальным обязательным требованиям по безопасности, информационному обеспечению, сложности горнолыжных трасс, доступа к соответствующему участку и предоставлению туристских услуг на горнолыжных трассах, установленным в Системе, и аттестацию трасс на соответствующие категории. (от 14 ноября 2006 г. № 145 Зарегистрирована в Минюсте 08.12.2006г. №8573)
    Никто не отменял и СанПин 1567-76: САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту (глава Лыжные базы, пункт 38: - Участки, предназначаемые для горнолыжных трасс и массового катания с гор, должны располагаться на северных или северо-восточных склонах, быть лавинобезопасными, а также без пней, камней, ям и других препятствий, представляющих опасность для горнолыжников. При наличии отдельных опасных мест должны предусматриваться специальные противооползневые и противолавинные мероприятия (защитные и отбойные стенки, направляющие контрфорсы и т. п.). Такие препятствия, как деревья, валуны, расположенные по границам участка, должны ограждаться наклонными стенками (защитными и заградительными сетками), снежными валами и т. п.)

Обеспечить стопроцентную безопасность в горах просто невозможно, но во многом предотвращение возможных несчастных случаев на горных склонах определяется правильностью выполнения комплекса мероприятий при подготовке горнолыжных трасс:

1) Размеченные и подготовленные трассы:
-  трассы классифицированы по степени сложности и маркированы. Маркировка является одной из наиболее простой и вместе с тем крайне необхо­димой мерой на трассе, которая явля­ется показателем уровня культуры обслуживания в горно­лыжном комплексе;
-  на протяжении всей длины трассы и на ее непосредственных границах не должно быть опасных участков. (Если при сооружении трасы не удаётся избежать опасных участков, то следует прибегать к строительству защитных ограждений*);
-  на трассе катающиеся используют правила, соответствующие международным (FIS) стандартам безопасности**;
-  горнолыжная трасса не должна прокладываться в местах, где возможен сход лавины;
- трассы должны «открываться» и «закрываться» каждый день;
- граница окончания безопасного катания должна иметь чёткий, хорошо видимый в любых погодных условиях, ориентир;
- должна быть организована команда спасателей работающих с открытия до закрытия трасс.

2) Необработанные трассы:
- эти маршруты не должны пролегать там, где катающийся может столкнуться с необычной или неожиданной опасностью;
- разметка трассы должна присутствовать на всем протяжении данного пути;
- при возникновении опасности схода лавины информация об этом должна быть размещена в горнолыжном центре и на подъемнике, ведущем к началу маршрута, (который соответственно должен быть закрыт);
-  такие маршруты не размечают по степени сложности. Тем не менее, любые трудности, которые могут возникать у лыжника среднего уровня подготовки должны быть обозначены на информационных щитах;
- ответственность за катание по данным маршрутам несет сам катающийся или его инструктор.

3) Катание вне трасс:
-  за исключением информации о погоде и опасности схода лавин, которую должен предоставлять горнолыжный центр, вся ответственность за катание ложится на самих катающихся, их инструкторов или проводников.

*Оборудование трасс
    На крутых участках, виражах и сложном рельефе, в местах вероятных падений необходимо удалить препятствия (камни, деревья, кустарники и т. п.) или тщательно оградить их защитными матами, горнолыжными сетками, заградительными изгородями.
    Наряду с защитными ограждениями, горнолыжные трассы должны иметь указательные и предупреждающие знаки, информационные щиты и т. п. Знаки на трассах устанавливаются с учетом времени, необходимого лыжнику для осмысливания информации и выполнения нужных действий (обычно за 25-50 м до опасного места), там, где этого требует обстановка. Размещают знаки таким образом, чтобы исключить случаи наезда на них и травмирования лыжников и сноубордистов. С помощью схем туристы должны легко ориентироваться в данном районе, быстро выходить на трассы разной сложности, знать места расположения спасательных служб, подъёмников, кафе, гостиниц, туалета.
    На посадочных станциях канатных дорог должны вывешиваться правила поведения катающихся на склонах, требования по безопасному пользованию подъёмниками, информация по состоянию различных трасс, погоде, расписанию работы канатных дорог и т. п.
    Положение трассы обозначается дисками разметки в соответствии с классификацией, которые устанавливаются по бокам трассы. (Они находятся достаточно близко друг от друга, чтобы позволить лыжникам ориентироваться и определить местонахождение. Диски должны быть пронумерованы порядковыми номерами, начиная от вершины трассы). Подготовленные зоны катания ограничиваются вехами (стойками), разграничительными и защитными сетками, ограждающими веревками с флажками (волчатник), сигнальными лентами, которые устанавливаются по краям трасс, образуя в том числе «границу ответственности» службы горнолыжных трасс. В качестве ограждений рекомендуется использовать горнолыжные сетки-уловители. Перед опасными препятствиями устанавливаются защитные горнолыжные маты. Сооружение защитных ограждений обязательно перед скалами, камнями, деревьями, столбами, опорами и другими препятствиями, в местах крутых спадов и обрывов, виражей «под снос» (на выпуклом рельефе).
    Радиофикация горнолыжных трасс должна обеспечиваться слышимостью по всей длине.
    На трассах должны быть размещены домики спасательной службы с таким расчетом, что бы в любую точку трассы была доставлена помощь не позднее чем через 10-15 минут после сигнала тревоги. В «спасательном» домике должен храниться необходимый инвентарь (сани, одеяла, шины, веревки и т. п.) и медикаменты, а также шанцевый инструмент и прочий реквизит, нужный для работ на склоне.
     Кроме того, правильное применение искусственного освещения при использовании трасс в темное время суток так же относится к вопросам безопасности на склоне.

** Правила поведения на склоне.

  Правило 1.  Уважай окружающих 
Лыжник или сноубордист должен вести себя таким образом, чтобы не подвергать опасности и не наносить ущерб окружающим.
  Правило 2.  Контроль скорости и направления движения 
Лыжник или сноубордер должен двигаться управляемо. Его скорость и способ спуска должны соответствовать его личным возможностям, преобладающим условиям: склону, снегу, погоде и количеству народа на склоне.
  Правило 3.  Выбор направления 
Лыжник или сноубордист, приближающийся сзади, должен выбирать направление движения таким образом, чтобы не подвергать опасности лыжника или сноубордиста впереди.
  Правило 4.  Обгон 
Лыжник или сноубордист может обгонять другого лыжника сверху, снизу, справа или слева, при условии, что он оставляет достаточно свободного места обгоняемому лыжнику для любых намеренных и непреднамеренных движений.
  Правило 5.  Выход, начало движения, движение вверх по склону 
Лыжник или сноубордист, выходящий на размеченную трассу или начинающий движение после остановки или движущийся вверх по склону, должен посмотреть вверх и вниз по склону для того, чтобы убедиться, что он может начать движение, не создавая опасности для себя и окружающих.
  Правило 6.  Остановка на склоне 
За исключением чрезвычайной необходимости лыжник или сноубордер должен избегать останавливаться на склоне в узких местах или там, где видимость ограничена. После падения в таких местах лыжник или сноубордист должен как можно быстрее освободить склон.
  Правило 7.  Подъем и спуск без лыж 
Лыжник или сноубордист, поднимающийся вверх, как на лыжах так и без, а также спускающийся вниз без лыж должен придерживаться края трассы.
  Правило 8.  Соблюдайте знаки и разметку 
Лыжник или сноубордист должен соблюдать знаки и разметку.
  Правило 9.  Помощь 
При несчастном случае долг каждого лыжника или сноубордиста оказать помощь пострадавшему.
  Правило 10.  Идентификация 

  Все лыжники или сноубордисты, а также свидетели, вне зависимости от участия в инциденте, должны обменяться именами и адресами после инцидента.


Эксперт по классификации горнолыжных трасс
  Щукин А.А.

Авторские права на статью принадлежат Компании Бионт
Использование статьи без согласования с автором запрещено.

Наверх